К вопросу о прикладной трендологии.

Произведения Винджа характерны высоким содержанием идей на единицу текста. Вот и сейчас. Прочтение одного только предисловия, спровоцировало написание данного поста. Во время же чтения дальнейшего текста, диктофон пополнялся зашедшими на огонек идями по  автотрендхантингу.

Начну с терминологии. С ея хвоста. Успешной (в прикладном аспекте — высокодоходной) положим такую идею (в прикладном аспекте — технологию), реализация которой ведет к  открытию новых горизонтов (в прикладном аспекте — рынков). Люди, имея склонность считать окружающий их с детства мир самим собою разумеющимся, склонны желать большего. Более того — склонны смутно осознавать как именно это большее может быть достижимо и готовы идти в более–менее соответствующем направлении буде кто их поведёт. Собственно, данные смутное осознание да готовность и формируют собой тренд. К счастью, не все воспринимают тренды смутно. Будучи ясно осознанным (или же удачно подобранным), тренд воплощается в конкретную успешную идею (технологию), открывающую новые горизонты (рынки), дабы следующее поколение вновь вошло в аналогичный цикл. Свежеоткрытые рынки бывают глобальными и не очень. Логично предположить, что предприимчивый первооткрыватель глобального рынка получает сверхдоход.

Для иллюстрации, попытаюсь навскидку проследить одну общеизвестную цепочку трендов и  первооткрывателей с них на базе чего впоследствии можно будет попытаться вычленить группу очевидных или не очень метатрендов, позволяющих строить прогноз:

Семидесятые годы:

  • Обстановка: растет скорость и память, дешевеет железо попутно резко легчая, уже не только правительство может позволить себе прикупить компьютер к рождеству.
  • Рождение тренда: закон Мура, выражающийся в постепенном одомашнивании суперкомпьютеров.
  • Технологии: Intel создаёт первый в мире микропроцессор а Apple и Atari сотоварищи создают самые разнообразные домашние компьютеры, которые понемногу становятся массовыми, а ведь массы хотят зрелищ => появляются и первые видеоигры.
  • Таким образом формируется рынок домашних компьютеров и видеоигр для них.
  • На базе описанных рынков, взрастают следующие империи: Intel (продажи компактных чипов памяти), Apple (Apple II и игры), Atari (одноименный компьютер и игры к нему),

Восьмидесятые годы:

  • Обстановка: скорость и память продолжают расти, железо продолжает дешеветь и легчать (как раз на днях изобрели кремниевые чипы, Мур счастлив), отдельные личности понемногу начинают использовать интернет, который покамест суть подборка BBSок, да USENET для более–менее массового общения.
  • Рождение тренда: множество новых слабообученных пользователей не желают разбираться во взаимной несовместимости недешевых железяк, перманентный метатренд на упрощение жизни требует наличия железяк дешевых и совместимых.
  • Технологии: как обычно, первым почуявший тренд IBM насаждает открытую архитектуру персоналок, которые тут же чуть не уничтожают доселе богатый рынок мейнфреймов; организуется массовое производство всеми подряд дешевых и совместимых комплектующих для персоналок; даже создан первый GUI от которого шарахаются не все домохозяйки
  • Формируется рынок стандартного железа для персоналок, софта для них и, разумеется, игр.
  • Начало расцвета империи Джобса (первый коммерчески успешный GUI на его совести), а также Гейтса (на его совести ПО для персоналок) и прочих ведущих производителей ПО и прочих игрушек.

Девяностые годы:

  • Обстановка: число пользователей ПК удваивается ежегодно, становится возможно купить компьютер «потому что это модно»; первая персоналка выходит в интернет; растёт связность населения планеты так как повсеместно распространяются TCP/IP и GSM сети (ибо быстрая связь упрощает жизнь, что суть тренд перманентный).
  • Рождение тренда: множество новых необученных пользователей легко ведутся на маркетинг, лидеры суботрасли тем самым получают зеленый свет на вытеснение конкурентов; возникает тренд на переход от «USENET для избранных» к «Internet для всех», благодаря коему возникает необходимость в структуризации ежегодно удваивающегося интернета, а также в прочей его сервисной обвязке.
  • Технологии: создание WWW; тотальное распространение процессоров Pentium и операционок Windows 9x; для структуризации быстро растущего интернета первоначально используются каталоги, постепенно вытесняемые поисковиками; заодно тихо проявляется ОС Linux.
  • Формируются новые рынки: рынок сетевых сервисов, x86–only и Windows–only софта и игр, также формируется рынок консольных игр, для которых разрабатываются специальные игровые (не универсальные) компьютеры (сами по себе отдельный рынок).
  • Основание империй: Yahoo, Amazon, Ebay, AOL, Sega, Nintendo, Linux.

Нулевые годы:

  • Обстановка: интернетизация становится массовой (от единиц процентов в начале века до более половины населения развитых стран чуть позже), персональные компьютеры чуть ли не у каждого в кармане, а то и не по одному (дальнейшее развитие тренда 70х), они проникают почти во все сферы жизни человека; интернет цветет, но уже слишком много сайтов и разных (в том числе злонамеренных) пользователей, поисковики всё более и более усложняют алгоритмы своей работы, дабы всё же находить мало–мальски подходящие материалы.
  • Рождение трендов: сверхобилие пользователей и сайтов в сети, оказывается, может быть использовано к обоюдной пользе.
  • Технологии: публичный knowledge management становится массовой затеей, возникают блоги и вики, развиваются p2p и, разумеется, сетевые игры.
  • Формируются рынки сетевых сервисов построенных на базе факта сверхобилия пользователей и сайтов в сети (пример успеха — гугл, который первым начал уделять повышенное внимание индексации не самих страниц, но пользовательских ссылок на оные); рынок сетевых игр, зарождение и бурное развитие рынка персональной (контекстной, где вы и формируете тот контекст) рекламы.
  • Рождение и развитие сетевой империи google.

Ближайшее будущее:

  • Обстановка: активная сетевая жизнь как человека, так и окружающих его вещей, тотальная компьютеризация aka «умные вещи».
  • Рождение тренда: вы уже догадались?
  • Расцвет, быть может, империи Вашей.
comments powered by Disqus
comments powered by Disqus